Поддержка актуального искусства

Медиаискусства приходят в Пушкинский

2 марта, 2018

В понедельник, 26 февраля Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина официально заявил о том, что приступает к формированию собственной коллекции медиаискусства. О том, зачем музей делает этот шаг, и как будет идти формирование коллекции в ближайшее время, на пресс-конференции рассказали директор ГМИИ Марина Лошак и руководитель музейного отдела кино - и медиаискусства Ольга Шишко.

На самом деле работу, о начале которой было официально заявлено в этот понедельник, музей ведет уже не первый год. Еще в 2016г. в Усадьбе Голицыных, которая сегодня интегрируется в строящийся на Волхонке Музейный городок, прошла выставка «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства», на которой были представлены   произведения девятнадцати выдающихся медиахудожников. Кстати, для Ольги Шишко это был первый проект в новой должности руководителя вновьсозданного музейного подразделения.

Главные смыслы, которые музей вкладывает в проекты, в пошлом году объединенные в спецпрограмму «Пушкинский XXI», считываются без труда. Так, запустив первые эксперименты по внедрению медиаарта в музейное пространство в усадьбе XVIII века, где много лет царствовал Институт философии РАН, в качестве площадки для проведения пресс-конференции, посвященной началу формирования новой коллекции, руководство музея выбрало Греческий дворик, полный брутальных слепков с античных скульптур. Именно на их фоне директор ГМИИ Марина Лошак еще раз подчеркнула, что создание коллекции, в которую в ближайшее время войдут работы таких знаковых мастеров как Йонас Мекас (США), Гари Хилл (США) и Марианна Хеске (Норвегия) - закономерный и осознанный шаг и что он отнюдь не означает со стороны музея какого-либо «отступничества» или «перепрофилирования».

По словам директора, программа «Пушкинский XXI» это не просто «музей в музее», а неотъемлемая часть любимого и популярного у миллионов людей культурного пространства, которое не может позволить себе выпасть из мирового художественного мейнстрима и превратиться в «место для прогулок вдоль стен». Тем более что ГМИИ обладает одной из крупнейших в России коллекций европейской живописи конца XIX - начала ХХ века, включающей произведения, которые каких-то сто - сто пятьдесят лет назад казались безбашеным авангардом. Как говорится, положение обязывает…

Новая концепция развития Пушкинского, сформулированная несколько лет назад и ориентированная на привлечение нового зрителя - молодого, креативного и до зубов вооруженного новыми технологиями - за последние четыре года уже впечатлила посетителей рядом весьма занятных проектов, включающих современное искусство в традиционный музейный контекст. Их участниками стали знаковые для российского и мирового искусства персоны: Дмитрий Гутов, Александр Пономарёв, Виктор Пивоваров, Андрей Гурьянов, Антон Курышев, Ирина Нахова, Ив Суссман (США), Кристина Лукас (Испания),  Алекс Верхаст (Бельгия), Эрвин Олаф (Нидерланды),  Ясумаса Моримура, (Япония), Цай Гоцян (Китай – США). К слову, практику инклюзии классики в современность (а возможно и наоборот) музей продолжил и на пресс-конференции, гостеприимно распахнув для журналистов дверь из Греческого дворика прямо во тьму зала №31, где можно было еще до официального открытия новой выставки Post-mortem Monography познакомиться с трилогией российской арт-группы «Провмыза» - «Отчаяние» (2008), «Воодушевление» (2010) и «Вечность» (2011) - которая также войдет в новую коллекцию медиаарта. (В ближайшие несколько недель, а точнее до 13 мая, эта дверь будет столь же любезно открыта для всех посетителей музея.)

Как известно, видеоарт и перформанс наиболее сложные для музеефицирования жанры изобразительного искусства. И, тем не менее, Пушкинский вступает на этот непростой путь, становясь в ряд с наиболее «продвинутыми» из мировых «классических» музеев, подобных парижскому Лувру, нью-йоркскому Метроплитену или, например, Бостонскому музею изящных искусств, где подобные коллекции уже существуют. Что нового эта инициатива Пушкинского принесет миру российского актуального искусства? Прежде всего, практически неизбежный рост более или менее образованной в вопросе аудитории. Заметим, что выступавший на пресс-конференции представитель MAIL.RU Group, которая стала партнером ГМИИ в ряде проектов программы «Пушкинский XXI», заявил, что задуматься о таком сотрудничестве компанию побудило растущее количество запросов о современном искусстве, адресуемых поисковым системам. Помимо первичных преставлений о медиаарте, у посетителей Пушкинского появится возможность познакомиться на «своей территории» с лучшими произведениями этого жанра. Благо, как подчеркнула на встрече Ольга Шишко, «медиарат легко перешагивает границы», не требуя многомиллионных расходов на организацию выставок. Уже в июне музей планирует представить своим посетителям итальянца Фабрицио Плесси и его проект «Оставленное время. От Античности к барокко», идет речь и о приобретении в коллекцию музея некоторых знаковых работ классиков XX века. Не вызывает сомнений и то, что появление коллекции медиарта в российском музее, имеющем общемировую известность, не может не привлечь к российскому актуальному искусству дополнительное внимание мирового экспертного сообщества. Станут ли российские художники, работающие с медиаартом, кандидатами на экспонирование в Пушкинском, традиционно воспринимаемом нами в первую очередь как музей западноевропейского искусства? Пример с «Провмызой» убеждает, что и этого можно ожидать.

Что касается вопроса о том, насколько современное искусство помогает актуализировать классику, равно как и о том, насколько она в свою очередь помогает «считывать» смыслы обожающего цитаты актуального искусства, то каждый из посетителей музея волен сам искать ответ на эти вопросы. Начинать поиски можно прямо в залах Пушкинского.

Антонина Варьяш, из ГМИИ им.Пушкина, специально для проекта ARTIS