Поддержка актуального искусства

Влиятельные женщины-коллекционеры XX века

16 мая, 2018

По статистике на сегодняшний момент более половины коллекционеров искусства – мужчины. Исторически меценатство всегда ассоциировалось с образом состоятельного предпринимателя в костюме, прислушивающегося к советам личного дилера. Но со временем коллекционирование начинало привлекать все больше и больше женщин, самостоятельно сделавших себе карьеру и оставивших заметный след в искусстве.

Изабелла Стюарт Гарднер

Большая поклонница искусства Изабелла Стюарт Гарднер начала собирать свою коллекцию, когда ей было уже за 50. Получив образование в Европе, эта любознательная американка совершила вместе с мужем больше сотни путешествий за всю свою жизнь, что подарило ей бесценный опыт и знания, которые пригодились ей в формировании коллекции. Она обожала искусство старых мастеров. В ее собрании были работы Тициана, Веласкеса, Рафаэля, Рембрандта, а одним из первых приобретений стало известное полотно Вермеера «Концерт» (ок. 1664), которое она приобрела на парижском аукционе в 1982 году за $5000. Несмотря на то, что Гарднер увлекалась искусством прошлых эпох, она была знакома с самыми известными и влиятельными людьми искусства своего времени: Андерс Цорн и Джон Сарджент писали ее портреты, с Сарой Бернар и Эллен Терри она вела дружеские переписки, а Бернард Беренсон был ее советчиком при покупке полотна Боттичелли. После смерти мужа в 1903 году Гарднер осуществила свою мечту и основала музей в Бостоне, напоминающий своей архитектурой венецианское палаццо и гордо носящий ее имя.

Гертруда Вандербильт Уитни

После своего первого путешествия в Европу в возрасте 25 лет американка Гертруда Вандербильт Уитни сразу решила связать свою жизнь с искусством. Она начала изучать ваяние и впоследствии стала успешным скульптором. Однако, истории Уитни известна, в первую очередь, как щедрый патрон и меценат современного искусства. В своей мастерской в Нью-Йорке она открыла частную галерею, где давала возможность молодым художникам проводить выставки и заводить новые знакомства. Она также оказывала большую поддержку Обществу Независимых Художников, члены которого не разделяли академический вектор развития искусства, а хотели идти по своему уникальному пути. Среди таких художников был Роберт Генри, лидер так называемой «Школы мусорных ведер» - одного из первых направлений американской школы живописи. На основе своей галереи и связям с самыми влиятельными людьми искусства в США Уитни собрала обширную коллекцию живописи и скульптуры. В 1929 году она предложила Метрополитен Музею принять свое собрание в дар, которое к тому времени насчитывало больше 700 произведений. Руководство было вынуждено отказать Уитни, так как их политика не позволяла размещать американское искусство. В ответ на это непреклонная коллекционер приняла решение о строительстве нового музея, впоследствии названного в ее честь.

Пегги Гуггенхайм

Маргарита – вот настоящее имя одной из самых знаковых фигур мира искусства XX века Пегги Гуггенхайм. Племянница зажиточного филантропа и основателя фонда современного искусства Соломона Гуггенхайма, она с 20 лет была вхожа в круг парижской богемы, среди которых были художники Ман Рэй, Марсель Дюшан и Константин Бранкузи. Уже тогда она начала приобретать работы еще молодых и малоизвестных Пабло Пикассо, Ива Танги, Василия Кандинского, в 1938 году открыв в Лондоне галерею персональной выставкой Жана Кокто, имевшей оглушительный успех. Львиную долю коллекции Гуггенхайм составляло абстрактное модернистское искусство. Она была большим поклонником Джексона Поллока, выставляя его работы в своей галерее в Нью-Йорке. После Второй Мировой Войны экстравагантная Гуггенхайм решила окончательно обосноваться в Европе, переехав в Венецию. Именно там она купила палаццо середины XVIII века на берегу Гран Канала, в интерьере которой и разместила свою обширную коллекцию. Сейчас в нем находится музей, названный в честь своей основательницы и располагающий одним из самых знаковых собраний произведений XX века в мире.