Поддержка актуального искусства

«Бессмертные» шедевры искусства

8 июня, 2018

Покушение на хрестоматийную картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» в конце мая этого года вызвало не только огромную волну реакций у прессы, но и целый всплеск интереса у публики к творчеству художника и Третьяковской галерее в целом. Этот факт лишний раз подтверждает, насколько сильны и актуальны избранные произведения Репина, если даже спустя почти 150 лет они волнуют и будоражат современного человека.

Пока неясно, что на этот раз послужило причиной столько агрессивного поведения посетителя по отношению к шедевру. Как известно, покушения именно на картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» до этого момента происходили уже несколько раз. Не так давно группа православных активистов направила письмо на имя министра культуры с просьбой снять работу с постоянной экспозиции, мол, она ложно отображает исторические события, произошедшие в XVI веке. Случилось это в 2013 году, а ровно за сто лет до этого картина стала жертвой вандализма. В русской истории это про

Можно говорить, что полотну Репина повезло: после нескольких попыток уничтожения картину все равно удавалось восстановить. А вот шедевру Рембрандта «Даная», висящему в Эрмитаже повезло гораздо меньше. В 1985 году безработный посетитель ударил работу ножом, а после вылил целый литр кислоты. Центр картины пострадал больше всего. В результате погибло около 30% авторской живописи. Утраты были колоссальными, но руководством музея все же было принято решение начать реставрационные работы. Несмотря на то, что они завершились успешно, многие исследователи и критики теперь отказываются считать эту картину за авторством Рембрандта, называя ее восстановленной копией.

Покушениям подвергалось и самое знаменитое произведение Рембрандта «Ночной дозор». Уничтожить картину за последние сто лет пытались аж трижды. Первый случай произошел еще в 1911 году, когда работе нанесли царапины режущим предметом, потом в 1975 году в качестве оружия был также использован нож, а преступник через несколько месяцев после ареста покончил жизнь самоубийством в психиатрической лечебнице, и, наконец, в 1990 году «Ночной дозор» (так же, как и «Даная», но с гораздо меньшим ущербом) облили кислотой. Но абсолютным рекордсменом по количеству покушения считается признанный шедевр Леонардо Да Винчи «Мона Лиза». После громкой кражи в 1911 году, благодаря которой полотно стало известно на весь мир, оно подвергалось нападениям целых четыре раза. Кстати, «последнее слово» осталось за россиянкой в 2009 году: она запустила в работу керамическую кружку, купленную тут же в Лувре. Конечно, серьезных повреждений это не вызвало, зато наделало очень много шума.

Удивительно, что спустя несколько десятков, а то и сотен лет после создания, отдельные произведения до сих пор вызывают настолько сильные эмоции, что люди решаются на подобные бессознательные поступки. Ведь зачастую они не столько достигают своей цели, сколько, наоборот, создают дополнительный пиар художнику, работу которого пытались уничтожить.