Поддержка актуального искусства

Казимир Малевич – знак качества русского искусства

30 мая, 2018

15 мая в Нью-Йорке на торгах Christie’s была продана «Супрематическая композиция» (1916) К.Малевича за 85, 8 миллионов долларов. Это рекорд, как для художника, так и для русского искусства в целом.

Работы Казимира Малевича, которые мы сейчас видим на торгах, чаще всего либо были проданы еще при жизни художника, либо при различных обстоятельствах не смогли вернуться на родину, а были оставлены в Европе или Америке. На долю упомянутой выше «Супрематической композиции» выпал второй сценарий. Произведение участвовало в выставке в Берлине в 1927 году, для которой художник самолично ее отобрал. Позже ему потребовалось срочно уехать в СССР, а картина осталась в Германии. После смерти Малевича в 1935 году работа была передана на хранение немецкому архитектору Хуго Херингу. Именно ему мы должны быть благодарны за ее спасение от инспекций нацистских госслужб, которым было поручено найти и уничтожить все «дегенеративное искусство». Ведь, без сомнения, произведение авангардиста попало бы в эту категорию. Позже Херинг решает продать «Композицию» в городской Стейделик Музей в Амстердаме, где полотно и находилось большую часть времени, пока в 2004 году наследники Малевича не решают оспорить право владения и выигрывают это дело. В течение нескольких лет эта картина вместе с несколькими другими работами Малевича, которые были переданы из собрания музея, оказывались на крупных торгах. В 2008 году на аукционе Sotheby’s «Супрематическая композиция» побила рекорд в 60 миллионов долларов, став самым дорогим произведением русского искусства на тот момент. Десять лет спустя она же повторно заняла первую строчку, улучшив свой результат.

На открытых продажах появление имени Казимира Малевича сейчас редкость. Чаще всего это себе могут позволить только крупные аукционные дома. Большая часть, появлявшихся на торгах работ, была предоставлены наследниками художника. Именно эти произведения время от времени и можно увидеть в списке лотов. Наиболее дорогими традиционно уходят абстрактные работы. Минимум в 17 миллионов долларов был получен за «Супрематическую коспозицию» (1919-20) на аукционе Phillips в 2000 году. До этого она была вывезена в США в составе выставки и оставлена в Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, пока наследники не отсудили ее у музея и не выставили на продажу. В 2015 году посредством Sotheby’s были реализованы еще два супрематических полотна за 37, 77 миллионов и 33, 76 миллионов долларов. Их судьба схожа с «Композицией», хранившейся в Стейделике. Для сравнения вполне реалистичный «Автопортрет» Малевича был продан в 2015 году за 5, 75 миллионов фунтов, а эстимейт фигуративного «Пейзажа», чьи торги пройдут 20 июня этого года, - 7-10 миллионов фунтов.

Мог бы Малевич вообразить, что его полотна будут уходить за миллионы долларов через столетие? Звание «самого дорого русского художника» лишь подтверждает его исключительную важность для всего мирового искусства. Не напрасно все ведущие зарубежные аукционные дома всегда включают его работы в презентабельные вечерние торги «Импрессионизма и современного искусства». Его творчество – знак качества, для зарождавшегося тогда авангарда. В отличие от современников, которые постепенно отходили от изобразительности в сторону абстракции, Малевич совершил такой «прыжок» внезапно, но уже имея под этим крепкое теоретическое обоснование. Основатель Музея Современного Искусства в Нью-Йорке Альфред Барр отмечал, что «неизбежно импульс, направленный в сторону чистой абстракции, должен был быть доведен рано или поздно до абсолютной кульминации. Заслуга Малевича в том, что он первым «прорвался» к системе абсолютной ясной геометрической абстракции».